English
version
 
   
   

 

 ХУДОЖНИК по СВЕТУ

      • Пресса

Работы ->2004 -> рок-опера «ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬ»

1.2004 журнал «Шоу-Мастер», №36.

ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬ.

ДОБРАЯ СКАЗКА НА НОЧЬ


Наше время. Москва.
ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬЗима в столице выдалась на славу. Сильный мороз пощипывал удивленные лица металлических фэнов, столпившихся перед кассами Дворца спорта «Лужники». Озабоченные сотрудники правопорядка деловито проверяли проходящих через металлоискатели любителей хэви, направляющихся на регулярный фестиваль «Пятница, 13». Удивление молодежи вызывало содержимое афиш. Сочетание слов – «первая в России металл-фэнтези опера «Эльфийская рукопись» и упоминание Артура Беркута и Владимира Холстинина («Ария»), Lexx («Мастер»), Кирилла Немоляева («Бони Нем») и Дмитрия Борисенкова («Черный Обелиск») наводило серьезный тень на плетень в мозгу молодого металлиста.
Медленный закат стиля хэви озарял путь нескольким тысячам человек, движущимся от станции метро «Спортивная» к Лужникам.

ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬ1937 год. В СССР недоброе время. В головах марксистов клубятся мысли о великих свершениях октября. Весь остальной мир, тот, что на задворках, начинает читать книгу «Хоббит», увидевшую свет благодаря перу Джона Рональда Руэла Толкина.
1947 год. Отгремела Вторая мировая. Автор приступает к произведению, которое удивит следующий век.
1954 год. «Властелин Колец» опубликован.
1965 год. «Властелин Колец» добрался до Нового Света.
1980 год. Олимпиада-80 в Москве. Замечательное время. Именно в этот год в советской театральной культуре взрывается бомба – рок-опера «Юнона и Авось». Авторы Алексей Рыбников  и Андрей Вознесенский, думаю, даже и не представляли, какой резонанс вызовет их детище.
1982 год. ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬ Никому не известный звукорежиссер Юрий Соколов накручивает ручки пульта в популярном коллективе «Бим-Бом».
1986 год. Вышеупомянутый специалист заражается вирусом «heavy metal» посредством звукорежиссуры в суперпопулярной «Арии».
Наступил новый век. Планета встретила миллениум. На смену старым идеалам приходят новые фантазии о будущем. Компьютеры поделили наш мир на новые фантастические расы – добрые и не очень.
2001 год. Уже известный в музыкальных кругах Юрий Соколов, в тот момент продюсер «Арии», выводит свой коллектив на первые строчки хит-парадов. Почивший было коллектив вновь обретает тысячи поклонников. Стадионы, где проводятся концерты арийцев, заполнены под завязку.
2002 год. Мир потряс новый взрыв в виде фильма «Властелин Колец». Миллионы людей ломятся в кинозалы и  активно обсуждают жизнь эльфов, хоббитов, орков, старину Сарумана и мага Гэндальфа. Борьба зла и добра обрела новые формы.
ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬ2003 год. «Ария» получает первое место в соревновании лучших шоу года. Высшая ступень, занимаемая обычно поп-коллективами, впервые ощутила на себе вес металла. Постановщик шоу «Крещение огнем» - Юрий Соколов.
2004 год. Полный фурор. Одна из очередных киночастей «Властелина Колец» признана лучшим фильмом года в мире. В России в результате переписи населения обнаружены эльфы.
Пока происходили все эти события, люди рождались, росли, ходили в школу. Некоторые из них начинали подбирать аккорды на гитаре, подаренной родителями на день рождения или за хорошие оценки в школе. Особо активные кучковались и создавали новые группы. Многие из них в обязательном порядке посещали все музыкальные события. В 1991году столицу посетили великие Metallica и AC/DC. Сотни тысяч солдат рок-н-ролла прибыли на аэродром в Тушино для того, чтобы увидеть этих «монстров». В стройных рядах был подросток, известный в последствии под именем Юрий Мелисов. Увиденное потрясло его на столько, что в ближайшее время под его руководством была сколочена команда с леденящим кровь названием «Эпидемия». Шли годы, коллектив существовал, как и многие другие, ни шатко ни валко. В начале нового века под впечатлением от «Властелина Колец» Юрий решается на невиданное ранее в отечественном хэви – написание рок-оперы. В это время уже бороздил бескрайные российские просторы и рассказывал тинэйджерам на ночь свои рок-сказки «Король и Шут». Это было неплохо и, главное, популярно. За последние три годы «КиШи» изрядно «прочесали» всю страну и популярность их медленно поползла вниз – кому охота одну и туже сказку слушать?
ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬАвтор новой сенсации рассказал в своем произведение обо всем самом главном – жизни, любви, дружбе, победе добра над злом в небольшой стране эльфов. Наречен проект был «Эльфийская рукопись». Все это было свежо и симпатично, но никому не известно.
Новый 2004 год Юрий Соколов встретил с настроением создать что-то более интересное, нежели обычный концерт, пусть даже и с непревзойденными спецэффектами. Знакомству с новым проектом, в котором можно было реализовать задуманное, Юрий обязан Владимиру Холстинину – гитаристу «Арии» и авторитету в отечественном роке. Имея таких мощных продюсеров, «Эльфийская рукопись» была обречена на успех.
ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬКазалось, все звезды по воле какой-то силы сошлись для новой рок-оперы чрезвычайно удачно. Благодаря Соколову и Холстинину к проекту была подтянута тяжелая музыкальная артиллерия. На роль доброго волшебника эльфов Ирдиса пригласили Артура Беркута. Для него это был уже второй серьезный эксперимент за прошедшие три года. Первый случился не так давно, когда он заменил ушедшего из «Арии» Валерия Кипелова. Доблестного защитника эльфов Ирдиса призван был сыграть Дмитрий Борисенков – сегодняшний голос «Черного Обелиска». Роль злобного и кровожадного агрессора Дракона была отведена Кириллу Немоляеву. Лидер «Бони Нем» известен многим по его комическим коверам. Тавернщиком стал мамонт российского рока лидер «Мастера» Lexx. Были попытки подключить к проекту Князя и Горшка из «Короля и Шута», но плотный график гастролей не дал им возможности принять участия в проекте. Хотелось увидеть в «Рукописи» и Валерия Кипелова, но, увы, переговоры закончились ничем.
Конечно, организаторов фестиваля «Пятница,13», который был выбран для премьеры, сильно волновал результат проекта. Понравится ли этот эксперимент публике? Безусловно, это было оправдано, ведь в фестивале участвовали только «звездные» коллективы, а ведь «Эпидемия» должна была работать в середине концерта, когда все ждут хэдлайнеров и обычно требуют поскорее «закругляться» всех остальных.
ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬПонимая, что рок-оперу нужно делать по-настоящему, команда Ю. Соколова начала срочно готовить реквизит. Были брошены все силы на производство видеорядов, декораций и костюмов, подчеркивающих обстановку средневековья. Был найден и приведен в «боевое» состояние отряд средневековых рыцарей из 20 человек. Эти парни не только были облачены в настоящие металлические доспехи, но и имели настоящее оружие тех времен. Мало того, они в совершенстве владели им. Только театральному богу известно, какое количество разрешений нужно было получить, чтобы милиция позволила, во-первых, пронести все это добро во Дворец спорта и, во-вторых, разыграть настоящий контактный бой на сцене. Впоследствии эта часть шоу вызвала бурные обсуждения на форумах фэнов хэви. Весь зал с восторгом наблюдал, как высекаются искры из металлических щитов и доспехов во время сражения, устроенного Соколовым. Это вам не художественные образы. Там рубили металл по-настоящему.
Но это все только будет 13 февраля.
ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬА за неделю до этого начались общие репетиции проекта в ДК МАИ. Отачивалась программа на большой сцене Дворца культуры, чтобы артисты смогли почувствовать все: и мониторную систему (которая позже будет в точности повторена на концерте), и размеры сцены, и декорации. Эта практика, давно используемая в мировом шоу-бизнесе, наконец-то начинает прививаться и у нас. Остается только «прописать» свет на подобных прогонах, но это до лучших времен.
Репетиции были нужны не только для того, чтобы «вживую» склеить всех музыкантов и вокалистов, но и наконец-то научить их театральному движению на сцене. Эта задача была возложена на Аллу Соловьеву, которая с недавних пор работает в команде Соколова. Было нелегко довести до ребят в доспехах, что они не на сражении под средневековым Лондоном, а прежде всего на сцене. Но вся команда была увлечена одной главной целью – выдать настоящий шоу-продукт. Перед днем концерта всем было понятно – полуфабрикат готов, в качестве его сомневаться не приходится.
Итак, пока мороз издевался над столицей, забитой автомобильными пробками, медленно вырастала сцена во Дворце спорта «Лужники». Ночью накануне 13 февраля, когда десятки ног техников унесли своих хозяев домой и арена погрузилась в темноту, сцена вспоминала, сколько их здесь было – металлистов и попсовиков, дедов морозов и снегурочек, юмористов и политиков. Вспоминала и думала: «вот опять очередные, опять то же самое”. Не знала она, что завтра на ней родимой случится сенсация.
Расписание любого рок-фестиваля стабильное и очевидное. Утро — саундчеки, вечером — концерт. Чем больше музыкантов, тем процесс первой части этого плана более напряженный для техников звуковиков. Инженеры сначала накручивают ручки, затем их зарисовывают в специальный блокнот (нынче наиболее продвинутые фотографируют и скидывают на ноутбук) для того, чтобы в точности восстановить их на концерте, потом приходит следующая команда – опять ручки скручивают и записывают, амортизируя их нещадно. В последнее время наметился позитивный сдвиг – время, необходимое для саундчека, заметно сократилось, так как многие коллективы постоянно находятся в турах и мечтают поскорее отстроиться отдохнуть одну, другую минуту в баре и обсудить новости с коллегами.
13 февраля 80 процентов времени, отведенного под саундчеки, заняла «Эпидемия». Соколов вновь и вновь проходил мизансцены. Затем «Ария», «Король и Шут» и «Алиса» «отстрелялись» буквально за час. За несколько минут до запуска зрителей сцена опустела. Продюсеры «Эльфийской рукописи» давали последние наставления участникам проекта.
Первой на сцене фестиваля появилась «Ария». Согласитесь, иметь на разогреве столь популярный коллектив – роскошь для стартующего проекта. Арийцы начали свой сет при полупустом зале. Это и понятно, в столице органы порядка уже давно работают «на полную катушку». В связи с тем, что принимаются все меры безопасности, зрители медленно преодолевают пункт металлоконтроля. Артур Беркут со товарищи подготовили зал на славу. Артподготовка, состоящая из бронебойных боевиков, завершилась коллективным пением с залом «Улицы Роз». Арийская часть завершается скандированием «Ария-Ария», но зрители сегодня уже не увидят ветеранов. Хотя вскоре появление Беркута и Холста в «Рукописи» опять взорвет зал.
ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬВ «Пятнице,13» организаторы решили не пользоваться приемом «блиц-смен» команд, знакомой зрителям по фестивалям «Крылья», «Нашествие» и «Максидром». Кстати, этот прием не используется на подобных зарубежных мероприятиях по непонятным для меня причинам. По всей вероятности, те 15-20 минут, к течение которых готовится следующий артист, подогревают публику больше. Итак, через 15 минут были произведены все необходимые перестановки на сцене, которые должны были перенести зрителя в королевство эльфов.
Начало премьеры. Интро, которое переносит нас в средние века. Мы на расслабляющей сказочной волне рыцарских турниров и замков. Горы, проявляющиеся на заднике сцены, усиливают ощущения. Зритель постепенно впадает в оцепенение.
Вдруг два барабанщика возвращают нас в действительность металлического фестиваля. Барабаны просто порвали воздух Дворца спорта. Зрители «впечатаны» звуковым давлением: вы хотели metal – он есть у нас. Это Соколов вспомнил молодость и вместе с Борей Семкиным (читатель помнит этого инженера по работе с t.A.T.u. в Токио) двинули «ручку успеха», так называется в «Звуковом Агентстве» фидер мастера на консоле.
Наступает очень важный момент проекта. Молодой вокалист из «Эпидемии» Максим Самосват (Дезмонд) открывает оперу своей партией. Пока его не знает никто в этом зале, лишь горстка друзей изо всех сил поддерживает его. Примет ли его публика, поверит ли, что это круто?
Вот он, этот момент – пауза после первой песни…
Есть, приняли. Еще не поверили, но приняли. Фанаты «КиШа», «Арии» и «Алисы» продолжили слушать новый проект – это большая победа. Дальше – больше. Когда зритель стал узнавать звезд, задействованных в «Рукописи», дело пошло. Были и привычные зажигалки, и руки, поднятые над головой. Были опускающиеся решетки и оригинальные костюмы, меняющиеся задники сцены настоящие рыцарские бои и принцесса Алатиель (Анастасия Чеботарева).
Автор этих строк просмотрел все шоу и должен сказать – первый шаг «Эльфийской рукописи» был очень твердым и успешным.
Теперь бы проекту окрепнуть и проехать по России. Очень хочется, чтобы новое отечественное направление - хэви-металл фэнтези опера - прижилось у нас и завоевало хоть кусочек популярности своего далекого предка, хотя и более легкого, «Юноны и Авось».  Поверьте, зрителю необходимы новые, добрые сказки на ночь. Тем более, если они впервые такие красивые.
PS. Интересно, что теперь придумают конкуренты, чтобы отобрать приз «Музыкальное открытие года» у «Эльфийской Рукописи»?

Спецификация звукового оборудования

Акустическая система
24x V-DOSC;
8x SB218;
16x EAW SB850;
8x QSC PL4.0 power amplifier;
20x QSC PL6.0 power amplifier;
4x Chainmaster 1 tonn motor;
Пульт Foh
1x Yamaha PM4000;
1x Midas XL4;
Контроль Foh
1x BSS FDS388 management system;
2x BSS FDS366 management system;
1x Klark Teknik DN360 graphic EQ;
1x Lexicon PCM70 FX processor;
1x Lexicon PCM80 FX processor;
3x Yamaha SPX990 FX processor;
1x Roland SDE3000 digital delay;
1x Roland SDE2500 digital delay;
6x dbx160A compressor limiter;
2x BSS DPR404 compressor limiter;
4x Drawmer DS201 noise gate;
3x Drawmer DS404 noise gate;
Пульт мониторный
1x Soundcraft SM20;
Контроль Мониторный
5x Klark Teknik DN360 graphic EQ;
Мониторная система
4x EAW KF850;
4x EAW SB1000;
14x Martin LE700;
Гитарное оборудование
2x Ampeg SVTIII pro bass amp;
2x Ampeg SVT810 bass cabinet;
3x Marshall JCM900 guitar amp;
2x Marshall JCM2000 guitar amp;
5x Marshall 1960 cabinet;
1x Fender The Twin.

Андрей Матвеев

Работы ->2004 -> рок-опера «ЭЛЬФИЙСКАЯ РУКОПИСЬ»