English
version
 
   
   

 

 ХУДОЖНИК по СВЕТУ

      • Пресса

Работы -> 2003  -> концерт «t.A.T.u» в Японии

Шоу-Мастер

      "ТАТУ": Навстречу восходу солнца

Тату в Японии   Эта история берет свое начало в апреле 2003 года, когда автор этих строк получил от Владимира Месхи приглашение сотрудничать с дуэтом "Тату" в мировом туре. Конечно, сочетание таких понятий, как "мировой тур" и "российский дуэт" было тогда, мягко говоря, непривычным. Но, учитывая достижения этого коллектива в европейских и американских чартах, небольшая надежда на возможность осуществления задуманного оставалась.

Тату в Японии   Режиссер нового шоу предложил мне собрать команду production group, которая сможет обеспечить шоу технологической поддержкой. В эту группу должны были войти звукорежиссеры мониторного и центрального пультов, художник по свету и видеоинженеры. Команда должна была поддержать режиссерские замыслы современными технологиями шоу-бизнеса, сформировать на основании этого задачи (rider) для местных прокатных компаний и находиться в контакте со своими зарубежными коллегами для коррекции этих задач.

   Открывать тур должны были концерты в Лондоне и Манчестере, продолжить – серия концертов в Германии, затем участие в крупных фестивалях в Венгрии, Дании, Турции и Стамбуле. Оставим для других рассуждения об отмене концертов в Лондоне и Манчестере. Тем более что журналисты популярных изданий уже изложили в мае всю "достоверную" информацию (я насчитал около 20 версий) о том, что произошло в туманном Альбионе. Но реальность происходящего мы почувствовали уже в следующих заявленных концертах в Европе. В то время, как отечественные журналисты, умиляющиеся на заезжих звезд десятилетней выдержки и радостно потирающие ручки от неудач своих, предрекали неудачи первых российских поп-звезд, последних встречали десятки видеокамер и сотни фотовспышек в аэропортах Франкфурта, Бонна, Копенгагена, Стамбула. Тур 2003 года в поддержку альбома "200 по встречной" закончился в октябре в фантастическом городе Гонконг. Уже через месяц был запланирован старт мирового тура 2004 года "Покажи мне любовь" (Show Me Love Tour) в поддержку нового альбома группы.

Тату в Японии   Япония для "Тату" не просто страна очередного концерта. Здесь, как нигде более Лена и Юля возведены в ранг кумиров нации. Еще в июне в стране восходящего солнца только два имени были у всех на слуху, – это ""Тату" и форвард мадридского "Реала" Дэвид Бэкхем. За два миллиона проданных альбомов "200 km/h on the wrong way" российский дуэт получил 8 (!) платиновых дисков. Кстати, такое количество альбомов здесь не продавала ни Мадонна, ни Элтон Джон. Даже легендарные The Beatles с трудом приблизились к этой цифре. Нужно ли говорить о том, как заинтересована была японская сторона в проведении концертов звезд из России?

   Переговоры о проведении концерта в Токио велись около полугода. Когда все финансовые детали между менеджерами группы и японскими организаторами были решены, наступило время обсуждения технических аспектов предстоящего шоу. Но как следует из моего опыта работы с зарубежными звездами первой величины, механизм производства шоу всегда один и тот же: приезд продакшн-менеджеров артиста непосредственно на площадку или в зал, где состоится концерт, изучение последнего, понимание возможностей, знакомство с партнерами из местных рентовых технологических компаний и их материальной базой. Этот стартовый момент носит знакомое всем название "производственное совещание" (production meeting).

Тату в Японии   На следующий день после окончания празднований Дня города в Москве я вместе с режиссером предстоящего шоу Владимиром Месхи и генеральным менеджметом "Тату" вылетел в Токио.

   Площадка для проведения выступления российского дуэта Tokyo Dome, вмещающая 43000 человек, уже видела концерты таких мировых звезд, как U2 и Майкл Джексон (для сравнения, "Олимпийский" без торгового центра – 18 000 мест).

   Размеры Tokyo Dome действительно поражали. При входе в комплекс посетитель проходит через воздушный тамбур и ощущает на себе перепад давления. Эффект этот знаком каждому, кто хоть раз летал на самолете. Давление в зале несколько увеличено относительно атмосферного для улучшения несущих параметров кровли. Арена имеет огромные размеры. Высшая точка кровли 60 метров (для сравнения, в "Олимпийском" лишь 35). В комплексе обычно проходят соревнования по бейсболу и футболу, в связи с чем размеры поля соответствуют международным стандартам для этих видов спорта. И крыша в хорошую погоду может открываться!

   На производственном совещании мы встретились с представителями звуковой, световой, пиротехнической, видеопроекционной, сценической компаний и компании, предоставляющей музыкальные инструменты, и столкнулись с особенностями японского менталитета.

Тату в Японии   Во время беседы с представителем местного шоу-производства вы никогда не получите отрицательный ответ. Здесь нет даже "но". Всегда только "да". Только по степени проявления эмоций собеседника и амплитуде покачивания его головы можно понять, выполнит он твои требования или нет. Чем меньше проявления эмоций, тем меньше вероятность корректного выполнения задачи. Эту особенность японцев я понял гораздо позже – во время технологической переписки. Но в тот момент мне было непонятно, как японцы собираются выполнять поставленные задачи. Дело в том, что продюсер "Тату" в последний момент заказал пять экранов абсолютно нереальных размеров – 18х12 м. Максимальные размеры проекционных экранов, которые мне приходилось видеть ранее, были не более 8х6 м, при этом качество изображения на столь крупных полотнищах оставляло желать лучшего. Но ведь все мы верим в японское чудо, так уж нас приучили с детства.

Тату в Японии   Обсуждение экранов было, пожалуй, гвоздем этой встречи. Все остальное решили быстро и без проблем. Звуковые и световые требования наших специалистов были объемными, но не столь ошеломляющими, как требования по видеопроекции.Когда японцы поняли, что от них требуют, один из них отошел в сторону и по телефону сказал приблизительно следующее: "Ты только не падай. Русские хотят экраны 18х12. Как ты думаешь, это возможно?". (Этот разговор услышал наш переводчик). Тем не менее местные специалисты подтвердили свою готовность к этому подвигу. Это меня очень смутило. Во-первых, я понимал, что экраны придется делать на заказ и маловероятно, что они где-то еще пригодятся. Во-вторых, – я слабо понимал, как их собираются вешать. И в-третьих, я не понимал, как они собираются сделать качественную картинку. Тем не менее решение Иваном Шаповаловым, продюсером группы, совместно с режиссером шоу было принято, а японцами подтверждено изготовление. Я стал ждать чуда.

   Столь колоссальные видеообъекты на площадке необходимо заполнять информацией. Абсолютно банальным было бы использовать экраны для трансляции крупных планов, хотя и это, конечно, было нужно. Нужно было создать некий концептуальный видеоряд, сопряженный с музыкальным материалом "Тату". Обычно на такую работу на Западе уходят месяцы и даже годы. Ведь практически нужно создать фильм, который увлечет зрителя и превратит шоу в нечто необычное. Нам было отпущено два месяца.

   По прилете в Москву начались активные поиски человека, который возьмется за создание видеоматериала. Им оказался старый партнер Владимира Месхи Виктор Конесевич, который уже делал видео для концертов "Агаты Кристи" и нескольких фестивалей "Максидром", также он является создателем ряда клипов для многих исполнителей. Ему помогали Евгений Максаков и Всеволод Кусакин из столичной компании "Форма -Рент". Именно эти специалисты впоследствии решили все системные задачи. Они составили список необходимого видеооборудования и разработали схемы его подключения. Одна из основных проблем заключалась в системах показа. В Японии телевидение и все профессиональное оборудование работает в NTSC, у нас же – в PAL. Японцы не смогли предоставить проигрыватели Betacam в PAL и предложили нам привезти их с собой. Везти такое количество оборудования не имело никакого смысла. Выход был найден – материал решено было записать на DVD и воспроизводить его в PAL.

Тату в Японии   Основной идеей было создание единого мультимидийного восприятия единого визуального ряда. Для каждого из экранов был создан видеоматериал, который по замыслу Виктора Конесевича должен был "склеится" в единый образ на всех экранах. Как оказалось впоследствии, идея сработала, но лишь отчасти (об этом чуть позже).

   В конце ноября многочисленная группа, состоявшая из журналистов, членов фэн-клуба "Тату", музыкантов, менеджеров и технического персонала, отправилась в Токио. На сей раз наш график был достаточно плотным, и потому сразу из аэропорта мы отправились на последнее перед шоу производственное совещание. Интересно было наблюдать всем известный японский коллективизм. С совещания никто не уходил, даже когда заказчик беседовал с кем-то приватно. Это, конечно, немного странно с точки зрения логики. Только после решения всех вопросов все встали, поаплодировали друг другу и разошлись.

   Мы опоздали на совещание на 10 минут в связи с задержкой нашего авиарейса. В зале находилось не менее 30 человек, в основном наши знакомые по встрече в сентябре. Забавно было увидеть человека в майке с логотипом JSA. Оказалось, этот парень из Новой Зеландии, в Токио находится как представитель сценической компании, принимал участие в установке сцены для сэра Пола в Москве на Красной площади.

   Я познакомил присутствующих с нашими специалистами, и каждый из них начал общаться по интересам: Борис Семкин (мониторный инженер) и Александр Сулейманов (инженер FOH) – с представителями звуковой компании, Николай Морозов (художник по свету), с коллегами из светового цеха, Евгений Максаков и Всеволод Кусакин, с японскими специалистами из компании, предоставляющей видеоэкраны. Занимательный разговор получился у меня и Владимира Месхи с представителем компании, которая обеспечивала пиротехнические и специальные эффекты для шоу. Оказывается, у "них" в плане пиротехники можно гораздо меньше, чем у "нас". Это были первые "нельзя" в Японии. Не менее забавным показалось желание местных специалистов по видеопроекции использовать по одному проектору Barco R18 на каждый из экранов. После нашего вопроса, как они собираются добиваться качества картинки, японцы лишь похлопали глазами и согласились на удвоение проекторов. Впоследствии мы увидим, что даже этого было недостаточно. Вообще приятно было наблюдать как, местные спецы удивляются познаниями нашего персонала. А вот у нас сложилось впечатление, что хозяева несколько "плавают" во многих вопросах. Тем не менее удалось достичь необходимых компромиссов, и наша группа отправилась осматривать японскую столицу.

   В 18 часов по местному времени на стадионе по графику начинался завоз оборудования и разметка площадки. В это время мы приехали на место будущего шоу. Первое, что бросилось в глаза, – невероятное количество персонала. Все передвигались бегом, и это было очень любопытно. Мы пробыли на арене всего 30 минут, и за это время искусственный газон был укрыт защитным слоем пластика. Темпы нас порадовали. Но шок мы испытали в 3 часа ночи, когда в очередной раз заглянули в зал. Уже стояли огромная сцена (точно такая же, как на Красной площади на концерте Пола Маккартни) с элеваторной крышей с зеркалом 26 м, и сидячий партер на 12 000 зрителей. Для сравнения, российские компании по строительству сцен монтируют сцену под крышей 12х10 м за сутки, а 24х16 м – за 3-4 дня. Но дальше стало еще интереснее. Риггинг (подвес лебедок) световая и звуковая компании начали в 7 утра, а к 15 часам свет уже был поднят и проверялся, а звук уже тестировался!!! Это было невероятно, но в 18 часов площадка была сдана нам для саундчека. При этом все световые приборы были заадресованы. Не хотелось бы обижать наших специалистов, но, например, между началом монтажа и готовностью оборудования на том же фестивале "Нашествие" прошло не менее 5 суток. Есть над чем задуматься.

   Первое, что нас расс троило, это отвратительная акустика зала. Пожалуй, только столичный "Гостиный двор" может тягаться по этому параметру с Tokyo Dome. Эхо звукового сигнала, издаваемого системой McCauley MLA5 (современным линейным массивом известного бренда), еще долго летает по залу, наводя ужас на звукорежиссера FOH Александра Сулеманова и пугая мониторщика Борю Семкина. Хорошо, что Лена и Юля по нашему настоянию стали работать в ушных мониторах и не услышат этого кошмара. Второе расстройство – слабоватая пиротехника. В 22 часа, началась проверка проекционных экранов. свету не было никаких претензий. Местные звуковики решили проверить нас и закрыли свои системы лимитерами так, что мы в третий раз расстроились – за McCauley, но затем наш пытливый глаз упал на процессор и странного инженера, стучащего по клавиатуре ноутбука где-то под кофрами. Пришлось указать нашим японским друзьям на их излишнюю перестраховку. В конце концов лимитирование системы стало более цивилизованным.

   Видеопультовая была роскошной. Такого количества систем в одном месте я еще не видел никогда. Чего стоили 35 контрольных видеомониторов, находящихся на пультовой! Разобравшись, откуда и куда закоммутированны видеосигналы, наши спецы по видео сделали первое контрольное включение на контрольных системах. Надо сказать, результат превзошел все ожидания. Концептуальность видеоряда, созданного Виктром Конесевичем в столь короткие сроки, захватила даже рядом стоящих японских техников. При просмотре материала на контрольных мониторах, которые были смонтированы в той же геометрии, что и большие экраны, образы очень удачно дополняли друг друга и адекватно "ложились" под соответственную песню "Тату". Каждый из видеорядов был создан для конкретной песни. В полной эйфории торопим японцев, чтобы те побыстрее включали большие экраны. Наконец все готово. Кнопка Play нажата, и … проявилась та проблема, которую скрывали в себе эти гиперэкраны. На расстоянии 40 метров от сцены человеческий глаз не смог сложить такие большие изображения в одну картину. Взгляд задерживался на одном из них и различал лишь ту информацию, которая там проецировалась. Остальные же оставались вне поля зрения.Конечно, для зрителя, находящегося на дальних трибунах (удаленных от сцены более чем на 120 метров), эффект прочтения всех экранов оставался. Вот только зрителей там на концерте не будет. После первого концерта 1 декабря ошибку понял и Иван Шаповалов и резко изменил концепцию – вместо видео стали показывать крупные планы на всех экранах одновременно, что в принципе смотрелось тоже неплохо, но артвидео, к сожалению, было окончательно потеряно для этих концертов. Хотя если бы экраны были адекватных размеров, то шоу только бы приобрело от фильмов г-на Конесевича. Но и на этом беды с видео не закончились. Писавшему около двух часов до момента включения световую программу Николаю Морозову пришлось все переделывать заново. Яркость экранов (вспомним о пресловутых гениях – японцах) была столь критично мала, что при "выходе" в зал лучи световых приборов безжалостно подавляли изображение. Николаю приходилось в этом смысле работать очень аккуратно. Мы не могли себе представить, что было бы, если мы не настояли на удвоении количества проекторов, работающих на экран. Вот вам и японское качество.

   На следующий день была запланирована генеральная репетиция с "проходом" всего шоу. С полудня шел саундчек с музыкантами, Боря Семкин настроил мониторную систему и ушной мониторинг, учитывая, что девочки снимут "уши" уже к второй песне. Это стало правилом для 98 процентов российских музыкантов, которые делают попытки работать с in-ear технологией. Одна-две песни, и одно ухо освобождается от ненавистного наушника, что вообще-то сводит на нет использование второго, а потом смотришь – и ближе к окончанию концерта второй тоже висит. И вот стоит бедная оглохшая звезда на сцене и мечет злобные взгляды на мониторного инженера, громче, мол, еще громче. А тот, бедолага, ручки накручивает до фидбека (feedback) и заставляет покрываться холодным потом своего коллегу за зальным пультом. А финал таков – возвращается великая звезда со сцены и говорит: "опять не аппарат, а дрова поставили". И летят головы у брата-аппаратчика. О звуке в зале уж и говорить нечего. Зритель все стерпит – в том числе и адскую смесь портального звука с соизмеримыми по мощности звуками со сцены. В этом плане наши спецы из столичного "Звукового Агентства" провели большую работу – "подсадили" на in-ear технологию не одного российского музыканта. К счастью, для Лены и Юли по нашей просьбе сделали индивидуальные ушные мониторы, форма которых в точности повторяет ушные раковины их хозяек. Наушники делались в последний момент, и я передал их нашим звездам уже в Токио за день до репетиции, наказав послушать через них хотя бы плейер. Девчонки прослушали всю фонотеку, которая была в их сумках, и наушники им очень понравились. Они не были такими жесткими, как их собратья, которые продаются в магазинах, и прочно держались в ушах. У Бориса есть своя пара подобных систем, и таким образом он может точно моделировать, что слышит исполнитель. Итак, процесс отстройки был окончен, осталось дождаться героинь шоу. Но когда вы работаете в туре с "Тату", не расслабляйтесь. В каждый момент что-то может случиться. Нет, отель, где вы живете, не рухнет и транспорт достигнет точки назначения. Приключения обычно связаны с профессиональной деятельностью. Не обошлось без этого и здесь. Возникли некоторые трения между продюсером "Тату" и принимающей стороной, после чего Иван Шаповалов лишился аккредитации и был остановлен охраной на входе в Tokyo Dome. Ситуация, надо сказать, любопытная. Во всяком случае, на моей памяти такого не случалось. Все с интересом наблюдали за происходящим. Переговоры сторон закончились ничем, и Лена с Юлей в знак солидарности со своим продюсером отправились обратно в отель. Что тут началось! На арену прибежала огромная стая журналистов, которая уже через несколько часов сообщила японской нации, что сложнейшая репетиция по непонятным причинам отменена и завтрашнее шоу в связи с этим не состоится. На следующий день мы увидели наши скучающие лица в местных газетах под заголовком "Тату" – опять скандал!?". Итак, вечер был безвозвратно потерян.

   Конечно, коллектив и не помышлял об отмене концертов. И уже в 10 часов 1 декабря все собрались на арене.К 12 часам приехали звезды, и начался полновесный саундчек. Уважаемые звуковики, если вы хотите поработать с настоящими ангелами на сцене, работайте с Леной Катиной и Юлей Волковой. Никаких истерик. Никаких оскорблений персонала. Несмотря на юность, девочки прекрасно общаются с персоналом и своими музыкантами. Если вы хотите что-то подсказать им, будете выслушаны и, что самое главное, услышаны. Фраз типа "не учите меня петь" в их лексиконе нет. Таким образом, проверка звука заняла не более 20 минут. Остальное продолжительное время заняли проходы режиссерских ходов.

   За пару часов до концерта я увидел то, что ну никак не готов был увидеть. На сцену поднялись люди, очень напомнившие мне наших пожарных. Те же недобрые лица, те же попытки поджечь зажигалками щиты на сцене и проверить пиротехнические эффекты. И в итоге несколько эффектов были запрещены к использованию. Возникает вопрос к японцам: "Если это у вас нельзя, то зачем ставите?" У нас, например, если ставится, то работает, и не имеет значения, какими путями получено разрешение.

   Пересказывать все шоу смысла, наверное, нет. Вспомню лишь один момент, связанный со стереотипом "японское качество". В середине программы с вокалистками начали происходить какие-то странные вещи. Обе девушки стали бросать на нас с Борисом непонимающие взгляды. Лена вытащила из уха один наушник – явный знак того, что что-то происходит с мониторингом. В один из моментов Юля подбежала и сказала мне, что в наушниках сильно шипит, да так, что больно. Совершенно очевидно – появился частотный конфликт. Невероятно: это происходит в стране, где все частоты зарегистрированы и систематизированы, к тому же используется UHF система Sennheizer. В нашей практике в России не было проблем при использовании подобных систем в столь малом количестве (2 микрофона и 2 системы ушного мониторинга), хотя о цивилизованности частотных каналов в этом диапазоне у нас говорить не приходится. Передатчики мониторных систем показывали полную шкалу несущего сигнала. Понимания происходящего у нас с мониторным инженером не было абсолютно. Кое-как "Тату" дотянули до конца шоу. Борис решил проверить, что произошло с системой. Недолгое изучение показало, что наши японские друзья просто забыли подключить одну из антенн. Все сделали хорошо: на стойку поставили, высоко подняли, а вот подключить забыли.

   Продюсеру группы так и не вернули аккредитацию, пришлось Ивану заплатить 70 000 йен (70 долларов), чтобы попасть в зал хотя бы в качестве зрителя. Конечно, ему хотелось принимать участие в действии, быть рядом с группой. Единственно связью стал мобильный телефон, которого, впрочем, не было слышно. Но на следующий день, изучив тайные тропы и повадки охранников, в результате многоходовой комбинации с использованием все тех же билетов и чужих аккредитаций он все же проник на центральный пульт, где и держал руку на пульсе концерта. Перед самим шоу Иван Шаповалов попросил нас обеспечить для него специальный микрофон для передачи директив Лене и Юле непосредственно в ушные мониторы. Весь концерт мы слушали его указания. Ей-богу, это было очень забавно. Но самое удивительное, что шоу от этого только выиграло. Иван так тонко чувствовал настроение в зале, что действия "Тату" по его указаниям только усиливали настроение зала. Получилось этакое real time шоу.

   За десять минут до окончания концерта режиссер программы пригласил меня за задник сцены и показал очень интересную картину. Около 200 человек уже сидели на полу и только ждали сигнала к началу демонтажных работ. Как только последний аккорд стих и артисты покинули сцену, потомки самураев рванули все разбирать.

   Около часа потребовалось группе и нам, чтобы перевести дух после концерта и поделиться впечатлениями о прошедшем. Когда мы покидали арену, звукового комплекса уже не было в зале, а все экраны были спущены на поле. Заметьте, минул один час после концерта.

   P. S. Конечно, в этом материале я не ставил перед собой задачу рассказать только о недостатках в работе наших коллег из страны восходящего солнца. Но еще раз вспомнилась пословица "хорошо там, где нас нет". Работа с огромными техническими комплексами неминуемо связана и с технологическими проблемами, и с человеческим фактором. Так и в Японии, в Америке, в России.

Хотелось бы выразить огромную благодарность всем японским компаниям, которые помогали нам создать это шоу – крупнейшее российское шоу за рубежом.

Андрей Матвеев

Работы -> 2003  -> концерт «t.A.T.u» в Японии